Алексей Балабанов – русский режиссер

Алексея Балабанова называют гениальным, главным культовым, но, всегда – русским режиссером. Иногда даже ультраруссским, националистом и едва ли не фашистом. Чего стоит одна сцена в автобусе в «Брате», одна из главных киноцитат того времени: «Не брат ты мне...», далее по тексту.

Вы представляете себе этот кадр в сегодняшней России? Чьи чувства оскорбил бы режиссер? Балабанов – художник своей эпохи. Герои его фильмов – люди той эпохи. Не герои и не антигерои.

До «Брата»

Балабанов родился в Свердловске, ныне Екатеринбурге. Мама – врач, папа – юрист, он – обычный советский мальчишка, не без хулиганства и всех сопутствующих счастливому советскому детству радостей. После школы поступил на переводческий факультет в Горьковский институт. Уже на втором курсе понял, что будет работать в кино. Не важно – кем, как, и какими путями, он туда попадет, но это будет кино.

После армии поступил во ВГИК на сценарный факультет. Вскоре бросил институт и уехал домой, в Свердловск. Устроился на свердловскую киностудию, где и началась его кино жизнь.

Интересные факты о Балабанове:

  • После окончание переводческого факультета Балабанов стажировался в Великобритании. Оттуда он привез коллекцию винила западных исполнителей. Эти пластинки снял в эпизоде фильма «Жмурки»
  • Балабанов везде носил тельняшку. Всегда.
  • Хит «Я хочу быть с тобой» впервые прозвучал в балабановской квартире, играл ее Бутусов на балабановской гитаре
  • Балабанов мечтал снять фильм по роману Набокова «Камера обскура», но не сумел договориться с наследником о правах на экранизацию

В 1987 Балабанов поступает на высшие режиссерские курсы на отделение «Авторское кино».  Тогда же он и снял свое дебютное «Раньше было другое время». Режиссер просто помогал своему знакомому студенту-оператору с курсовой работой. За ночь написав сценарий, Балабанов попросил знакомых рок-музыкантов (Вячеслава Бутусова, Дмитрия Умецккого), и картина состоялась.

Он и после снимал истории об уральском роке («У меня нет друга», «Настя и Егор»). Во время учебы на курсах Алексей познакомился с Сергеем Сельяновым. Именно он впоследствии станет продюсером большинства его фильмов.

Питер, «Брат» и что с этим делать

В 1990 Балабанов переехал в Ленинград и устроился в мастерскую к великому Алексею Герману. Здесь он снял два своих первых больших фильма – «Счастливые дни» по Самюэлю Беккету и «Замок» по Кафке.

Фильм же, принесший режиссеру всероссийскую славу, «Брат», был снят для заработка. Режиссер сам относился к этой работе небрежно, говорил, что снял комикс. История про бандитов 90-х в Питере – что может быть проще? Но, видимо, хорошие режиссеры не умеют снимать плохое кино. Фильм стал культовым.

Мрачно и правдиво

Заработав денег, Балабанов вернулся к своей давней работе – к фильму «Про уродов и людей».  Этот фильм не имел такого грандиозного коммерческого успеха, как «Брат», но считается ценителями лучшим Балабановским фильмом. Он и сам так считал. Затем были фильмы «Война», «Брат-2», «Кочегар» «Груз-200». «Морфий». Ни одна из картин не прошла незамеченной, как минимум у критиков.